Уже тогда развитию сельскохозяйственной науки придавали особое значение, считая ее важнейшим фактором развития отрасли и решения продовольственной проблемы. И время показало, что ставка сделана правильно. Сегодня Федеральный научный центр лубяных культур является уникальным учреждением, которое занимается не только селекцией новых сортов льна и конопли, но и разработкой новой сельскохозяйственной техники для льноводов.

В преддверии Всероссийского дня науки, который отмечается 8 февраля, мы поговорили о научных разработках, достижениях и перспективах с «главным по льну», директором ФНЦ лубяных культур Романом Ростовцевым.

Расширить горизонт поддержки

– Роман Анатольевич, уже несколько лет говорят о федеральной программе по развитию льняной отрасли. Какая поддержка нужна?

– Безусловно, такая программа нужна, тем более лен и конопля являются важными сельскохозяйственными культурами для нашей страны. Однако, прежде чем создавать такую программу, необходимо, на мой взгляд, сделать следующее. Разработать и принять на федеральном уровне специальные меры поддержки для льняной отрасли, так как лен специфическая и очень сложная в переработке культура. Сначала его надо вырастить, убрать и получить тресту, потом отправить на льнозавод, чтобы выработать льноволокно. Потом сырье идет на прядильную фабрику, где получают пряжу, потом на ткацкую фабрику. Четыре этапа, и у каждого своя рентабельность, свои экономические особенности. Оборудование для уборки и первичной переработки льна очень специализированное, его окупаемость составляет около 15 лет. Это не выглядит привлекательным вложением для инвесторов. А все государственные меры поддержки «сверстаны» с горизонтом планирования максимум на 8 лет.

Что касается нашего региона, то областное правительство несомненно помогает льноводам. Есть региональная программа субсидирования затрат предприятий льноводческой отрасли на приобретение техники для возделывания льна, и там субсидирование некоторых образцов, в частности уборочной техники, доходит до 80% затрат. Это важно. Но ожидаем более широкой государственной поддержки. Кроме того, чтобы повысить экономическую эффективность льноводства, необходимо организовывать переработку льносырья на территории нашей области. И губернатор Игорь Руденя постоянно говорит, что такая переработка должна быть организована здесь.

Семена и машины

— Ваш научный центр занимается не только разведением новых сортов, но и разработкой специализированной техники. Над чем работаете сейчас?

– Сейчас мы занимаемся не только селекцией льна-долгунца, но и льна масличного. Его посевная площадь в стране – около миллиона гектаров, Россия входит в тройку мировых лидеров по посевным площадям и производству этой культуры. Главная проблема производителей, культивирующих масличный лен, – утилизация стебельной массы после уборки. Дело в том, что эти стебли нельзя давать на корм скоту из-за содержания в них волокна, это вредно. И запахивать в землю их тоже нельзя, волокно долго не разлагается в почве, мешает работе сельхозтехники. Поэтому у нас много обращений от производителей с просьбой поработать в этом направлении. И сейчас мы разрабатываем образец машины для утилизации отходов масличного льна. Из этого сырья после переработки можно делать биоразлагаемую упаковку, изготавливать топливные пеллеты и многое другое.

Для России и Китая

— Вы выводите сорта, пригодные исключительно для российских условий?

– В прошлом году по нацпроекту «Наука» на базе ФНЦ лубяных культур был создан селекционно-семеноводческий центр по техническим культурам. В рамках этого центра мы провели генетическую паспортизацию сортов, отобрали из них наиболее перспективные и теперь используем их в селекционной работе.

Прежде наши ученые разрабатывали сорта, которые адаптированы для Центральной России, потому что основные территории, на которых выращивается лен-долгунец, расположены примерно в одной климатической зоне – Тверская область, Смоленская, Вологодская. Но когда мы стали работать «на всю страну», на все климатические пояса (а лен выращивают и в Сибири, и на Дальнем Востоке), столкнулись с тем, что надо адаптировать сорта для условий конкретных регионов.

Скажем, мы сейчас активно работаем с Китайской Народной Республикой. А они выращивают лен в северных регионах Китая, где часто случаются сильные ветры, и, соответственно, для них нужны сорта, устойчивые к полеганию. Мы это учитываем.

Чтобы апробировать новые сорта, мы заключили договор сотрудничества с институтом фитопатологии растений, у которого в Подмосковье есть опытный полигон, где воссоздаются разные погодные условия и типы почв. Там есть и скалистые участки, можно имитировать и ветер, и град, и дождь. Будем смотреть, как наши сорта чувствуют себя в условиях, максимально приближенных к тем, в которых лен будут выращивать наши партнеры.

Земельный вопрос

–С какими итогами центр вступил в 2022 год?

– Можно сказать, что прошлый год стал для нас лучше, чем 2020-й, несмотря на все ограничения, связанные с пандемией. И даже лучшим годом со времен реорганизации. Напомню, реорганизация у нас прошла в 2018 году, тогда в состав центра включили ряд профильных учреждений из Пензы, Смоленска, Пскова, а также Всероссийский институт льна в Торжке. В прошлом году к нам присоединилась опытная станция Камаевская в Пензенской области, очень мощное предприятие, имеющее 4,5 тыс. га земель. Поначалу было непросто, но сейчас мы вышли на нормальный режим работы и в научных исследованиях, и в производственной деятельности. Ведь помимо льна и технической конопли мы занимаемся селекцией зерновых, картофеля и многих других культур. А еще разрабатываем, изготавливаем и продаем машины для переработки льна и конопли.

В Тверской области у нас есть 500 га земли. Этого хватает для создания опытных участков, но вот чтобы выращивать семена высших репродукций для поставки в хозяйства, земли нужно больше. Этот вопрос для нас насущный, и мы его в настоящее время пытаемся решить совместно с областным минсельхозом. Тем более сейчас при поддержке Минобрнауки России идет переоснащение Центра современной техникой и оборудованием.

Вообще же следует сказать, что создание единого научного центра лубяных культур позволило решить множество проблем. В частности, раньше разные институты в Пскове, в Пензе, в Смоленске, в Торжке и Твери не координировали свои научные разработки, и нередко темы дублировались. Теперь все подразделения в разных регионах страны работают по единой научной программе, на общую цель. А цель у нас остается прежней: обеспечить льноводческую отрасль всем необходимым для развития – семенами, инновационными технологиями, научными знаниями.

Оригинал статьи: https://vedtver.ru/news/society/edinyj-centr-edinaja-cel-fnc-lubjanyh-kultur-obespechivaet-jelitnymi-semenami-ne-tolko-rossijskih-proizvoditelej/




Галерея

  • Единый центр – единая цель: ФНЦ лубяных культур обеспечивает элитными семенами не только российских производителей
    1 / 5
  • Единый центр – единая цель: ФНЦ лубяных культур обеспечивает элитными семенами не только российских производителей
    2 / 5
  • Единый центр – единая цель: ФНЦ лубяных культур обеспечивает элитными семенами не только российских производителей
    3 / 5
  • Единый центр – единая цель: ФНЦ лубяных культур обеспечивает элитными семенами не только российских производителей
    4 / 5
  • Единый центр – единая цель: ФНЦ лубяных культур обеспечивает элитными семенами не только российских производителей
    5 / 5
Вернуться к списку