Это стало образцовым примером успешного сотрудничества российской и китайской сторон в таком направлении, как селекция сельскохозяйственных культур. Возможности здесь поистине безграничны.
Начало пути
Кто бы мог подумать, что исконная культура Нечерноземья – лён, выращиваемый на Руси с древних времён, в ХХI веке привлечёт пристальное внимание восточного соседа – Китайской Народной Республики! Интерес к льну и натуральному волокну из него оказался столь велик, что пять лет назад харбинская сельскохозяйственная научно-техническая компания «Лэши» отправила в Тверь письмо с предложением начать совместную работу.
Сначала, как водится, к потенциальным партнёрам отнеслись с некоторой настороженностью. Но время показало, что им можно доверять. Доброе начало – для деловых взаимоотношений всегда большая удача. Компания «Лэши» уже много лет успешно наводит мосты между научными учреждениями Китая и России, имеет тесные связи с аграрными вузами двух стран, а её основатель – доктор сельскохозяйственных наук господин Ли Хун Пэн – учился в Благовещенске в Дальневосточном государственном аграрном университете, хорошо знает русский язык и любит Россию, где у него много друзей и знакомых.
Так было положено начало большого пути, на котором наших и китайских учёных ждали, и ждут в дальнейшем, участие в научно-практических конференциях и международных выставках в Харбине и Шанхае, совместные интересные проекты. Пять лет китайские партнёры, руководствуясь законами своей страны и строгими отраслевыми правилами, исследовали русский лён. Проверяли генетическую безопасность сортов, урожайность, полезные свойства, особенности выращивания и получения качественного волокна в климатических условиях Китая.
Наконец Госсорткомиссия КНР официально одобрила возделывание в Китае трёх сортов льна-долгунца – раннеспелых «Добрыню» и «Пересвет» и среднеспелого «Цезаря». Авторское право на эти сорта принадлежит Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Федеральный научный центр лубяных культур». Охраняется оно как российским, так теперь и китайским законодательством.
Визит в столицу Верхневолжья
В институт на встречу с тверскими партнёрами господин Ли Хун Пэн приехал в апреле этого года. «Для нас всех это большое событие: впервые в истории российские сорта сельскохозяйственных культур получили лицензию на использование в Китае. Фактически это даёт старт дальнейшему лицензированию в КНР семеноводческой продукции из России, совместным проектам по селекции разнообразных культур, например новых сортов риса и сои, торговле семенами между нашими странами, – сказал Ли Хун Пэн. – Мы очень заинтересованы в обмене результатами молекулярно-генетической селекции, в совершенствовании механизации процессов в сельском хозяйстве, в том числе при уборке урожая».
В этом плане партнёрство может оказаться перспективным. В тверском центре проводятся молекулярно-генетические исследования и изучаются возможности генетической паспортизации сортов. Несмотря на сокращение посевных площадей льна в нашей стране, тверские учёные смогли сохранить и приумножить научные разработки по данной культуре, искали и находили новые подходы. А директор Центра лубяных культур, доктор технических наук, член-корреспондент Российской академии наук Роман Ростовцев всю жизнь занимается аграрной наукой и механизацией сельскохозяйственных процессов, разрабатывает новые виды уборочной и другой сельхозтехники.
«Обмениваться опытом инженерного оснащения сельского хозяйства будет очень полезно и интересно. Это направление тесно связано с семеноводством и селекцией, так как для возделывания полей, где выращивают те или иные сорта растений, необходима техника с определёнными заданными параметрами, – подтвердил Роман Ростовцев. – Сейчас в КНР проходят испытания ещё два наших сорта льна-долгунца, а в следующем году мы проведём испытания китайских сортов в Верхневолжье. В перспективе надеемся вывести совместные сорта, открывающие возможности возделывания льна в любых условиях от моря до моря, то есть от Балтики до Японского моря. Мы уже получили соответствующие предложения от компании «Лэши» о возможности вести селекционную работу и получать по два-три урожая в год, пользуясь разработками Центра ускоренной селекции, расположенного на острове Хайнань. Я очень рад, что наша работа становится системной и перспективной».
Возникает вопрос: зачем всё это нужно китайцам? Неужели у них нет своих семян и сельхозкультур? В том-то и дело, что, когда речь идёт о льне, китайским текстильным фабрикам катастрофически не хватает сырья. Представьте масштабы: в одной только провинции Хэйлунцзян, центром которой является город Харбин, расположено порядка 20 таких предприятий. В Китае в целом перерабатывают около 200 тысяч тонн льноволокна в год, из них 30% – в провинции Хэйлунцзян, но при этом многие маленькие фабрики загружены лишь по два-три месяца в году. Остальное время они простаивают.
«У нас есть современные технологии переработки льна, из которого мы изготавливаем ткани, одежду, постельные и кухонные принадлежности. Но при этом 95% волокна мы привозим из Европы и туда же отправляем большую часть готовой продукции, – пояснил Ли Хун Пэн. – В итоге в самом Китае – дефицит натуральной льняной ткани, и мне пока остаётся только мечтать, чтобы у меня на кухне были льняные полотенца. Потенциал нашей текстильной промышленности огромный, нам крайне необходимо больше сырья». Решить эту проблему позволит, во-первых, поставка элитных семян из России в Китай, во-вторых, выращивание для Китая льна-долгунца в России и его первичная переработка. Обеим сторонам это будет выгодно и с финансовой точки зрения.
Одна из идей – выращивать лён для Китая на Дальнем Востоке. Сейчас там почти 1 млн гектаров земли засеяно соей. Включение в эти посевные площади льна-долгунца позволит улучшить севооборот. Заинтересованность есть и на уровне правительства Амурской области. Нюанс – погодные условия. «В Амурской области повышенная влажность, поэтому есть риск, что в дождливые годы лён, который по технологии вылеживают в поле, чтобы он превратился в тресту, может сгнить. Сейчас мы прорабатываем способы получения тресты на корню, ищем иные выходы из ситуации», – рассказал директор центра.
«Лён – на самом деле достаточно прибыльная культура, если есть его переработка и рынок сбыта. В нашей стране в 1990-е годы были нарушены связи между льноводами и предприятиями по переработке льна. Восстановить их сложно, но возможно. Во многом это зависит от позиции государства, от поддержки регионов Нечерноземья, от грамотного стимулирования льняной отрасли, – пояснил Роман Ростовцев. – Сотрудничество с Китаем – это ещё и перспектива для строительства новых либо модернизации действующих льнозаводов в России, так как Поднебесная особенно заинтересована в сырье, прошедшем первичную переработку».
Остаётся пожелать, чтобы российско-китайское научное сотрудничество дополняло друг друга новыми подходами, а совместная работа наших стран по льноводству позволила нарядить в льняной ситец не только Россию, но и Китай. Центр лубяных культур в этом году ждёт уже второй по счёту совместный с «Лэши» стенд на крупной выставке в Шанхае, а в следующем году – конференция по внедрению новых технологий в Хайнане.
Севооборот – это научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур во времени на полях. Главный принцип: для каждой последующей культуры должен быть наилучший предшественник, что повышает плодородие почвы и урожайность.
Оригинал статьи: https://tver.aif.ru/society/details/mirovoe-priznanie-sorta-lna-instituta-iz-tveri-budut-vozdelyvat-v-kitae