9 Февраля 2021 в 10:55

Национальная идея. Учёные центра лубяных культур – о науке и её достижениях.

«Именно в России наука могла бы стать национальной идеей, сплотить общество, сделать нас первыми на многих прорывных направлениях. Для нашей страны это гораздо важнее, чем сиюминутный финансовый интерес на традиционных сырьевых рынках, поскольку наука способна сама создавать новые рынки продукции и сырья», – уверен заместитель директора по науке Федерального научного центра лубяных культур, кандидат биологических наук Игорь Ущаповский.

Этот год объявлен Владимиром Путиным Годом науки и технологий. В преддверии Дня российской науки, который отмечается 8 февраля, мы поговорили с Игорем Валентиновичем о новых достижениях учёных и связи науки с реальной жизнью.

Награда для «Барона»

– Игорь Валентинович, у вашего центра много направлений деятельности. Какие из них основные?

– Наша база – это селекция, семеноводство, технологии возделывания и переработки льна-долгунца и технической конопли. Вместе с семеноводческими хозяйствами селекционеры центра предлагают производству новые сорта льна и конопли* с улучшенными характеристиками. (*Постановление Правительства РФ от 06 февраля 2020 года № 101 «Об установлении сортов наркосодержащих растений, разрешённых для культивирования...»).

Например, «Цезарь», «Визит», «Универсал» и другие сорта льна устойчивы ко всем основным болезням и обладают высоким качеством волокна. Сорта безнаркотической конопли посевной «Вера», «Надежда», «Сурская» позволяют стабильно получать высокие урожаи как семян, так и волокна. Наши инженеры разрабатывают машины и технологии, повышающие эффективность уборки урожая, сохранности и переработки льносырья. Так, новые машины позволяют сократить время уборки льна в три–четыре раза, а часть урожая льна или конопли можно перерабатывать уже в поле, а не на льнозаводе.

У центра также много перспективных сортов трав, зерновых и масличных культур. Интересные результаты есть у нас и по ветеринарии. Наши учёные вывели даже новый тип пчёл, отличающихся продуктивностью, устойчивостью и миролюбивостью.

Жизненно необходимой для мирового сельского хозяйства сейчас становятся экологическая селекция и генетика. Все видят, что происходит с погодой. И зимы уже не те, и лето другое, участились резкие перепады температур. На это чутко реагируют растения, и далеко не в положительном ключе. Мы ставим целью создание сортов, которые даже в неблагоприятные годы дают гарантированный урожай.

Так, сорт рыжика – перспективной масличной культуры – «Барон» получил награду на международной выставке «Агрорусь-2020». Для него характерны не только высокая урожайность и уникальный состав масел, но и устойчивость к неблагоприятным факторам среды. А сорт пшеницы «Архат», выведенный нашими селекционерами, признали одним из лучших для выращивания в засушливых регионах страны.

– Ваши учёные также возрождают славу старорусской пшеницы – полбы. Возможно, той самой, что просил Балда у попа в знаменитой сказке Пушкина. Почему вы ею заинтересовались?

– Полба обладает уникальным набором аминокислот, что очень хорошо для диетического питания. Образцы этой пшеницы находятся в коллекции Всероссийского института растениеводства имени Вавилова в Санкт-Петербурге, с которым мы тесно сотрудничаем. Полба в сравнении с современными сортами пшеницы не отличается высокой продуктивностью, зато имеет зерно высокого качества и гипоаллергенна. Вы не находите странным сочетание слов «здоровая пища»? На мой взгляд, пища по определению всегда должна быть здоровой. Иначе её не следует есть. Собственно говоря, раньше так и было.

Как возродить льноводство?

– И всё-таки в первую очередь вы занимаетесь льном и коноплёй. Какие цели здесь стоят перед вашим научным центром?

– Чтобы решить актуальный вопрос импортозамещения в сельском хозяйстве, отрасль в первую очередь нужно обеспечить хорошими отечественными семенами. Такими, из которых получится качественный готовый продукт. С этим в растениеводстве – серьёзная проблема. Например, при посеве сахарной свёклы из десяти семян девять – импортные. Похожая ситуация характерна для многих важных пищевых культур.

А в льноводстве и коноплеводстве 80% семян – отечественные. И в этом большая заслуга учёных центра, работающих в тесном контакте с производством, знающих проблемы отрасли и предлагающих решения по освоению новых, перспективных сортов. Мы должны сохранить такую пропорцию не только для обеспечения существующих площадей – 50 тыс. гектаров под льном-долгунцом и 10 тыс. гектаров под коноплёй – но и с учётом их планового двух-, четырёхкратного роста. И раз уж обеспечиваем свой рынок оригинальными семенами, восстанавливаем систему семеноводства, то можем, а наверное и обязаны, замахнуться на экспорт. Мы уже начали работу с Китаем, где большой потенциал для возделывания конопли, пытаемся представить там русские сорта, обеспечив им юридическую защиту.

– Разговоры о необходимости возродить льноводство продолжаются много лет. Но посевных площадей по-прежнему мало. Почему?

– Лён – это не картофель или другие культуры, которые сразу после уборки урожая представляют собой конечный продукт для потребителя. Сноп созревшего льна – только начало большой, длительной по времени и сложной по технологиям цепочки по его превращению в фирменную рубашку или модный костюм. Решить все проблемы такой многогранной отрасли, где сталкиваются подчас противоположные интересы собственников, нелегко, даже при активном участии государства. Для этого использовались разные управленческие решения, программы, финансовые вливания. Отрасль в своё время достаточно медленно снижала показатели с 500 тысяч гектаров льна до сегодняшних цифр, и столь же медленно, но будет возрождаться. Чудес в экономике не бывает.

Грамотные решения

– Насколько ваши научные разработки востребованы среди фермеров и других сельхозпроизводителей?

– Они пользуются спросом на внутреннем рынке. Во-первых, мы успешно реализуем семена своих сортов льна, конопли, зерновых и трав. Объёмы увеличиваются с каждым годом. Российские сельхозпроизводители уже поняли, что лучше использовать качественные семена с гарантированным авторским контролем характеристик сорта, чем дешёвые семена непонятного происхождения. Во-вторых, предлагаем представителям пищевой, текстильной и строительной промышленности различные технологии переработки наших культур. Интересуются ими как крупные предприятия, так и малые. Например, хлебозаводы и мини-пекарни, использующие семена льна и конопли для выпечки хлеба.

В-третьих, создаём новые технику и оборудование. К прорывным здесь можно отнести машины для уборки урожая, которые мы производим вместе с партнёром – крупным машиностроительным предприятием «Пензмаш». Разработки центра не уступают зарубежным аналогам, а зачастую и превосходят их. Одно из преимуществ сотрудничества хозяйств с нашими специалистами – гарантированный сервис и консультации не только по нашим разработкам, но и в целом по организации производства. Дело в том, что для успешного использования в хозяйстве новой машины или нового сорта необходимы рекомендации со стороны разработчика. Получить запчасти или консультацию из Европы довольно сложно, а нам достаточно позвонить: учёные приедут на место и подскажут, что делать.

– На что же ваш центр в итоге ориентирован: на финансирование от государства или коммерческий успех?

– Мы федеральное государственное бюджетное научное учреждение и выполняем научные тематики государственного задания, финансируемого за счёт госпрограмм. Однако у нас есть возможность и право увеличивать свой бюджет за счёт прикладных исследований, освоения наших разработок в производстве. Доля этого источника финансирования постоянно увеличивается, есть стремление к тому, чтобы половину средств заработать самостоятельно. Так устроена почти вся прикладная наука в мире. Особенно сельскохозяйственная – она обязана иметь выход на производство.

Учёным, конечно, приходится нелегко, решая такие экономические задачи. Они привыкли генерировать идеи и подтверждать их экспериментально. А когда пытаются внедрять свои разработки в производство, попадают в совершенно иную реальность. Тем не менее есть механизмы и площадки, которые в этом здорово помогают. Ещё одна сложность в том, что позволить себе новые технологии могут в основном успешные хозяйства и предприятия. Их пока не так много, как хотелось бы. Для нас здесь главное – репутация научного центра, предлагающего грамотные решения. Тогда всё становится на свои места.

Быть первыми – здорово!

– Есть ли у современных учёных всё необходимое, чтобы спокойно заниматься своим делом?

– Именно для этого и задумывалась оптимизация научных учреждений, которая идёт несколько лет: чтобы учёные не чувствовали себя скованными финансово, работали на современном оборудовании, были вовлечены в общественную жизнь, а не шли по пути энтузиастов-одиночек. По президентским программам для исследований приобретают технику мирового уровня. Наш центр получил оборудование для лаборатории ДНК-анализа. Исследование молекулярных методов направлено на значительное ускорение селекционного процесса, который обычно длится 8–12 лет. Если оборудование, которое используют в лабораториях Берлина, Нью-Йорка или Токио, уже появляется в Твери, то, поверьте, недалеко время, когда о Верхневолжье с его потенциалом высшего образования будут говорить как о перспективном регионе и генераторе знаний.

Рассчитать среднюю зарплату российских учёных сейчас просто: это 200% от средней по региону, то есть для Тверской области порядка 60 тыс. рублей. Естественно, реальная зарплата научного сотрудника зависит от его вклада в реализацию тематических планов госзадания, публикационной и патентной активности, итогов внебюджетной деятельности. Но всё-таки есть гарантия, что даже молодой учёный будет зарабатывать довольно приличные деньги. Плюс государство даёт ему возможность получить субсидию на приобретение жилья.

– А сами молодые люди стремятся работать в науке?

– Пока не очень. Если в 1960-е годы создавался имидж учёного как свободно мыслящего человека, ведущего страну к мировым достижениям, то теперь масс-медиа рекламируют в качестве жизненного успеха и профессионального роста быструю прибыль без моральных ориентиров. А в науке невозможно сразу получить Нобелевскую премию. Здесь реализуют себя люди, стремящиеся разгадывать тайны природы, создавать нечто серьёзное и уникальное, настроенные на долговременный процесс. Государству и обществу в целом необходимо поднимать престиж науки, увлекать школьников и студентов научными поисковыми проектами, объяснять им, что быть первооткрывателями – это здорово.

– Что бы вы пожелали коллегам в День науки?

– Главное – здоровья. А ещё успешно решать перспективные задачи, в том числе государственного уровня, расширять границы знаний, быть интересными молодому поколению и способствовать скорейшему снятию ограничений из-за пандемии. Значимость работы учёного, его правильный выбор и добрый совет во времена испытаний увеличиваются многократно. А когда всё хорошо, их порой недооценивают. Но для увлечённых своей профессией это, в конце концов, не так уж и важно.

Что учёные центра лубяных культур предлагают производителям?

- высокопродуктивные сорта льна, конопли, трав, зерновых, масличных

- семена высших репродукций

- технику для возделывания и уборки льна

- технологии и оборудование для переработки льна и конопли.

Кстати

Подразделения Федерального научного центра лубяных культур расположены в Твери, Торжке, Пскове, Смоленске, Пензе и Костроме. Здесь работают свыше ста научных сотрудников. В прошлом году трое выпускников Тверского государственного технического университета были трудоустроены в молекулярно-генетическую лабораторию центра. Двое молодых учёных получили в Твери служебное жильё.



Оригинал статьи: https://tver.aif.ru/society/nature/nacionalnaya_ideya_uchyonyy_centra_lubyanyh_kultur_o_nauke_i_eyo_dostizheniyah




Галерея

  • Национальная идея. Учёные центра лубяных культур – о науке и её достижениях
    1 / 5
  • Национальная идея. Учёные центра лубяных культур – о науке и её достижениях
    2 / 5
  • Национальная идея. Учёные центра лубяных культур – о науке и её достижениях
    3 / 5
  • Национальная идея. Учёные центра лубяных культур – о науке и её достижениях
    4 / 5
  • Национальная идея. Учёные центра лубяных культур – о науке и её достижениях
    5 / 5
Вернуться к списку