Льноводство почти весь прошлый век было ключевой отраслью сельского хозяйства в Верхневолжье. Площади посевов льна-долгунца в регионе превышали 180 тыс. гектаров — это сопоставимо с четвертью территории современной Москвы. По итогам 2016 года в Тверской области было засеяно всего 6,8 тыс. гектаров, что оставляет мало поводов для оптимизма.

Основная проблема — в финансировании. У предприятий для полноценной работы не хватает оборотных средств. Господдержка сельхозпроизводителей существует, но выделяемые средства в разы меньше требуемых объемов. К примеру, на текущую посевную кампанию льносеющим хозяйствам из регионального бюджета выделено 12 млн рублей, которые до сих пор не дошли до аграриев. Еще порядка 50 млн предполагается получить из федерального бюджета, но эти деньги поступят лишь под конец года. Всего же, по мнению участников рынка, для полноценного функционирования им необходимо не менее 70 млн. А значит, аграриям придется сеять за свой счет и в кредит.

Трудностей добавилось и в связи с изменением механизма субсидирования льноводческих хозяйств. Если раньше объем субсидий был «привязан» к количеству засеиваемых гектаров, то теперь деньги выделяются в зависимости от объемов конкретного льноволокна.

Еще один неблагоприятный фактор — смена курирующего отрасль ведомства. Если ранее льнозаводы страны находились «под крылом» Министерства сельского хозяйства (а значит — в более тесной связи с производителями сырья), то с 2014 года предприятия подведомственны Министерству промышленности. И произошло это лишь потому, что три года назад изменился Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Однако Минпром на свой «баланс» полноценно предприятия принять до сих пор не смогло. И потому о какой-либо финансовой поддержке льнопредприятий говорить не приходится. При этом чиновники в один голос заявляют о важности отрасли для экономики региона и страны в целом, понимают, что в нынешней ситуации все фабрики сектора находятся на грани существования, но дальше разговоров в пользу бедных дело не идет.

Ну и, наконец, последний неприятный сюрприз в этом году преподнесла погода. Заморозки, наблюдавшиеся даже в середине мая, не прибавили оптимизма насчет роста урожайности.

В итоге немногочисленные льнозаводы региона выживают кто как может: аграриям не хватает семян, необходимых удобрений, денег на ГСМ, а немногочисленные льнозаводы грязнут в долгах перед коммунальщиками. Но самое главное — не хватает комплексного подхода, работы всех участников рынка в единой цепочке «от поля до прилавка».

Кластером по кризису

Переломить ситуацию еще вполне возможно, и уже наметился путь для выхода отрасли из кризиса, затянувшегося на 20 с лишним лет. Не так давно в регионе был официально зарегистрирован Центр кластерного развития льноводства Тверской области. Учредителями объединения стали Всероссийский НИИ механизации льноводства, ООО «Тверская АПК» и ООО «Игра-Техника» в лице Ржевской льночесальной фабрики — ключевого предприятия кластера.

Новая организация призвана объединить все силы, так или иначе задействованные в отрасли. Это прежде всего представители реального сектора — сельхозпредприятия, выращивающие сырье, заводы, занимающиеся переработкой, и текстильные производства. Во-вторых, в рамках кластерного развития предполагается облегчить внедрение передовых научных разработок в сфере льноводства, за счет чего повысить качество сырья и рентабельность сельхозпредприятий. Также учредители Центра рассчитывают на активное взаимодействие с машиностроительными предприятиями, выпускающими оборудование для льнозаводов и аграриев.

Пока льнокластер находится на стадии привлечения участников. Надо сказать, что процесс этот идет достаточно активно, поскольку для всех руководителей профильных предприятий очевидны преимущества консолидации. Прежде всего это работа предприятий в единой цепочке. За счет кластера льносеющие хозяйства смогут получить новые точки сбыта сырья, а перерабатывающие производства таким образом обеспечат себе загрузку мощностей. Так, для организации одной из полноценных производственных цепочек в ближайшее время в состав объединения должен интегрироваться вышневолоцкий комбинат «Парижская коммуна». Планируется, что в ближайшее время на Ржевской льночесальной фабрике будут завершены работы по обустройству прядильный цеха, техническая пряжа с которого, как планируется, должна будет поступать на комбинат «Парижская коммуна», где будет выпускаться брезент, в том числе для нужд Минобороны. При этом на самой Ржевской фабрике продолжится производство инновационного утеплителя из 100%-ного льна. Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам, простоте монтажа, экологичности и долговечности, материал пользуется повышенным спросом в целом ряде регионов России и на европейском рынке. К слову, в конце прошлого года фабрика была сертифицирована Австрийским институтом строительных технологий на экспорт своей продукции в страны Евросоюза.

Великий северношелковый путь

Еще в январе 2016 года Президент России Владимир Путин дал поручение премьер-министру Дмитрию Медведеву принять меры по ежегодному наращиванию объемов производства отечественного льна и льноволокна для обеспечения стратегических потребностей государства. Но спустя чуть больше полугода участники профильного совещания, посвященного вопросам развития льняного комплекса России, пришли к единому мнению, что, хотя лен как культура и имеет свою нишу в мировой экономике, увеличивать его посевные площади в России нецелесообразно, так как спрос на продукцию из него и на внутреннем, и на внешнем рынках полностью удовлетворен. К слову, во многом это утверждение подтверждается предприятиями легкой промышленности, которые были вынуждены переориентироваться на импортных поставщиков сырья. Такая позиция власти не просто близорука, она губительна для отрасли. Так что получается, что сегодня сохранение и развитие льняной культуры полностью ложатся на плечи самих участников рынка, но инициатива их рискует утонуть в бюрократической системе, если не найдет отклика и поддержки. А чиновничий аппарат сегодня ведет себя именно так. По словам соучредителя тверского Центра кластерного развития льноводства, генерального директора ООО «Игра-техника» Николая Корсуна, в областных и федеральных кабинетах власти понимают, что культуру нужно спасать, понимают, что она является перспективной, однако денег на это выделять не готовы. Именно поэтому создание производственных цепочек «от поля до прилавка» — это далеко не единственная цель, которую ставит перед собой Центр кластерного развития льноводства. Отраслевая интеграция, по мысли учредителей Центра, облегчит предприятиям доступ к господдержке: так, взамен сегодняшнего «точечного» финансирования существует механизм получения и последующего распределения субсидий в рамках кластера. Кроме того, такая форма самоорганизации отрасли имеет все шансы выглядеть более привлекательной для частных инвестиций.

Еще один важный аспект работы Центра кластерного развития льноводства — инициативы в области законотворчества. Как рассказал нашему изданию Николай Корсун, в планах — разработка региональной программы развития кластера с последующей ее увязкой с другими программами, действующими в экономике и социальной сфере. Кроме того, будет инициировано предоставление льгот участникам объединения, в том числе налоговые преференции.

Сейчас ученые Российского аграрного университета им. Тимирязева совместно с Институтом льноводства в инициативном порядке разрабатывают «дорожную карту» развития кластера. Известны первые наработки: территорию Тверской области предполагается поделить на «зоны», в каждой из которых будет свой флагманский льнозавод, куда будет поставляться сырье с близлежащих полей. Такое логистическое решение избавит отрасль от лишних затрат на транспортировку и придаст новый импульс к развитию отрасли.

Это, конечно, отдаленная перспектива. Как пояснил Николай Корсун, минимальная задача на текущий год — сохранить отрасль в регионе, завершить объединение предприятий в кластер, заручиться поддержкой региональных и федеральных властей. Начало положено, и у льноводческого кластера есть неплохие перспективы, причем весьма четкие — ведь сейчас интеграция не насаждается «сверху», как это было все предыдущие годы, а становится объективной необходимостью для самих предприятий.

Автор: Галина ШЛОСБЕРГ
Подробный материал на странице сайта: http://www.afanasy.biz/articles/detail.php?ELEMENT_ID=112101

Галерея

  • От поля до прилавка
    1 / 3
  • От поля до прилавка
    2 / 3
  • От поля до прилавка
    3 / 3
Вернуться к списку