21 Марта 2017
21 марта 2017г. директор ФГБНУ ВНИИМЛ Р.А.Ростовцев принял участие в парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение развития переработки сельскохозяйственной продукции», которые провел Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам под председательством Владимира Кашина.
В обсуждении темы приняли участие депутаты Госдумы, представители министерств и ведомств, законодательной и исполнительной власти регионов, научного сообщества и товаропроизводителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Открывая слушания, Владимир Кашин, председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, назвал тему стратегически важной. По его словам, первым мини-заводом «можно считать нашу коровку», которая перерабатывает и выдает ценнейшую продукцию. Пищевая и перерабатывающая промышленность, по его словам, «это более 15% в структуре промышленного производства на уровне топливной промышленности и металлургического производства».

Подняв вопросы сокращения поголовья крупного рогатого скота и молочного стада, Владимир Кашин выступил с критикой существующих торговых балансов (наценок) как по молоку, так и по зерновым и сахару. Мощности перерабатывающей промышленности также находятся в зоне риска, «импортозамещением здесь даже не пахнет», - заявил он, - «а нужно заниматься восстановлением, на уровне мировом, когда не пропадал и кусочек шерсти». Тормозит развитие перерабатывающей промышленности, по словам В.Кашина, и логистика, и холодильная промышленность, и низкая заработная плата на селе, и многое другое.

Сегодня пищевая и перерабатывающая промышленность включает в себя более 30 отраслей, объединяющих 44 тысячи действующих организаций, где занято около 1,3 миллиона человек. Стратегической целью является обеспечение гарантированного и устойчивого снабжения населения страны безопасным и качественным продовольствием. «От качественной продукции зависит здоровье нации», - подчеркнул депутат, настаивая на увеличении государственной поддержки и подготовке специальной подпрограммы. Гарантией достижения стратегической цели, стоящей перед 30 отраслями переработки сельхозпродукции, по его словам, является стабильность внутренних источников продовольствия и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых резервных фондов.

Статс-секретарь - заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Сергей Левин сообщил, что в минувшем году более трети от произведенного в стране молока, зерновых и другой сельхозпродукции было направлено на переработку. Выручка перерабатывающей промышленности в 2016 году превысила 6 трлн рублей. Россия на сегодняшний день вышла на второе место по экспорту и производству подсолнечного масла, стабильную динамику демонстрирует производство сахара (объем производство вырос на 30%), мяса, мукомольной отрасли. Лишь около 1% составляет рост сыроделания, а показатель обеспеченности молоком около 80%, существует проблема с фальсификатом молочной продукции. Износ оборудования в переработке достиг уже 60%, отметил с сожалением замминистра. По его убеждению, необходимо льготное кредитование и ряд других мер, включая интервенции на рынке молока и молочной продукции, а также совершенствование системы существующих технических регламентов, но «ключевым вопросом является финансирование».

Участники парламентских слушаний поднимали вопросы производства специализированного оборудования для переработки сельхозпродукции для сыроварен, виноделия, холодильного оборудования. Затрагивался комплекс проблем, связанных с импортозамещением в производстве перерабатывающего оборудования, с разработкой стратегии продвижения отечественного оборудования на рынке, созданием специализированных каталогов существующих машин и оборудования для пищевой промышленности и производства.

Представители регионов, заместитель председателя Правительства Орловской области по АПК Дмитрий Бутусов, заместитель председателя Алтайского краевого Заксобрания Сергей Серов и другие, демонстрируя достижения и говоря об исчерпании своих возможностей, настаивали на добавочной стоимости своей продукции.

Докладчики просили помощи и финансовой поддержки государства для предприятий глубокой переработки, создания региональных логистических центров, переоборудования и модернизации, консолидации торговых сетей, товарных интервенций, развития лизинга, а также интеграции научных исследований по качеству производства продукции на федеральном уровне.

Многие участники парламентских слушаний предлагали ориентироваться на социальный уровень, выступали с критикой торговых сетей Ашан, Пятерочка, Лента и других, предпочитающих торговлю продукцией низкого качества, вместо продвижения качественной местной продукции. Поднимали вопросы транспортной наценки, превращения начисления НДС в налог на доход для предприятий перерабатывающей промышленности, говорили о сложностях получения льготных кредитов на местах.

Наталья Боева, член Комитета Госдумы по аграрным вопросам, остановилась на проблематике качества переработки и сохранения произведенной сельхозпродукции на примере сектора молочного скотоводства на Кубани, настаивала на производстве отечественного оборудования для переработки молока, мяса и овощей. Депутат, избранная от Краснодарского края, также затронула проблемы ценообразования в производстве и переработке молочной продукции, представила в своей презентации структуру коммерческих и производственных затрат. Н.Боева говорила о необходимости законодательного закрепления освобождения от налогов производителей отечественного перерабатывающего оборудования, предлагала включить в условия льготного кредитования требование о согласовании с региональными властями выдачи кредитов под 5% предприятиям.

Депутат Николай Коломейцев в своем докладе выступил с критикой проводимой Правительством политики, поднял вопросы помощи банкам в условиях кризиса, выступил за ограничение доходности торговых сетей, особенно иностранных, выдвинул ряд предложений, направленных на совершенствование лизинга и льготного кредитования для сельхозтоваропроизводителей и предприятий переработки.

В ходе заседания отмечался низкий уровень инвестиций, высокие энерго- и транспортные тарифы. Также участники слушаний констатировали, что в последние годы был принят ряд законов и документов, направленных на развитие и повышение эффективности переработки сельскохозяйственной продукции. При этом развитие аграрной сферы, в частности, отраслей переработки сельхозпродукции, происходило в сложной социально-экономической ситуации, в условиях санкций, глобализации экономики и интеграционных процессов на экономическом пространстве СНГ. Реализация госпрограмм развития сельского хозяйства и развития рыбохозяйственного комплекса, импортозамещения позволили сохранить положительную динамику развития большинства отраслей переработки сельскохозяйственной продукции. Но, несмотря на принимаемые меры, ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие, остается, среди них: износ технологического оборудования, недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельхозсырья; низкий уровень конкурентоспособности; неразвитая инфраструктура логистики; недостаточное соблюдение экологических требований; высокая волатильность цен на зерно, мясо и масличные культуры; недостаточное развитие производства пищевых ингредиентов – витаминов, витаминно-минеральных премиксов, аминокислот, изолятов не только для производства пищевых продуктов, но и кормов для животноводства и аквакультуры.

Для развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности требуется совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность участников товародвижения на агропродовольственном рынке; развитие выставочной деятельности и различных форм торговли, включая биржевые и электронные, продовольственными товарами, позволяющих обеспечивать сбыт продукции и развитие отечественных товаропроизводителей, а также более полно использовать имеющиеся производственные мощности для продвижения новых видов продукции на внутренний и внешний рынки.

Важной задачей является обеспечение закупок пищевой продукции для государственных и муниципальных нужд и поставок продовольствия в учреждения социальной сферы. Требуемые размеры внутренней продовольственной помощи потенциально могли бы сформировать дополнительный спрос на продукцию отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности в объеме порядка 11 млн тонн ежегодно или 670 млрд рублей в стоимостном выражении.

Заслушав и обсудив выступления, рассмотрев материалы, поступившие в профильный комитет Госдумы, участники парламентских слушаний «приняли за основу» рекомендации Правительству Российской Федерации и профильным федеральным органам исполнительной власти об ускорении внесения в Государственную Думу более 15 проектов федеральных законов, об обеспечении своевременного финансирования в 2017 году мероприятий Госпрограммы развития сельского хозяйства, а также увеличения объемов ее финансирования в объеме не менее 100 млрд рублей, о разработке подпрограммы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности» и ряд других предложений.

Федеральному Собранию Российской Федерации рекомендовано ускорить рассмотрение законопроектов:
№ 21184-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления возможности строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, объектов индивидуального жилищного строительства);
№ 852446-6 «О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в части приведения в соответствие с нормами Организации экономического сотрудничества и развития);
№ 1160742-6 «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
№ 88454-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»;
№ 114937-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и других.
Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано: принять меры по подготовке к своевременному проведению сезонных полевых работ 2017 года; обеспечить вовлечение в сельхозпроизводство неиспользуемых земель сельхозназначения; завершить работы по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельхозугодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, с установлением их границ, и другие меры, направленные на стимулирование производителей к выпуску качественной пищевой продукции.

С текстом рекомендаций и материалами парламентских слушаний можно ознакомиться в профильном Комитете Госдумы по аграрным вопросам.


Адрес новости
http://www.duma.gov.ru/news/273/1885973/

Галерея

  • На парламентских слушаниях в Госдуме обсудили законодательное обеспечение развития переработки сельхозпродукции
    1 / 5
  • На парламентских слушаниях в Госдуме обсудили законодательное обеспечение развития переработки сельхозпродукции
    2 / 5
  • На парламентских слушаниях в Госдуме обсудили законодательное обеспечение развития переработки сельхозпродукции
    3 / 5
  • На парламентских слушаниях в Госдуме обсудили законодательное обеспечение развития переработки сельхозпродукции
    4 / 5
  • На парламентских слушаниях в Госдуме обсудили законодательное обеспечение развития переработки сельхозпродукции
    5 / 5
Вернуться к списку